Управляющая компания выступает в качестве посредника между собственниками многоквартирных домов и лицами, а также организациями, осуществляющими поддержание технического состояния жилищной собственности.
Отношения между участниками таких отношений регулируются Жилищным кодексом и сопровождаются заключением соответствующих договоров на оказание услуг.
Функции управляющей компании: задачи и обязанности организации в сфере ЖКХ, что должна делать при обслуживании многоквартирного дома?
Основные задачи и функции управляющей компании в сфере ЖКХ
Обязанности управляющей компании делятся на две основные категории: эксплуатационно-ремонтные работы и организационные услуги в сфере ЖКХ.
На первом этапе сотрудничества жильцов многоквартирных домов и УК составляются подробные планы системы сбора платежей, эксплуатации, реконструкции и капитального ремонта жилищных условий и прилегающей общей собственности. Все пункты программ согласовываются с собственниками квартир и при необходимости корректируются ими.
Одной из главных задач управляющей компании является осуществление функции по поддержке санитарного и технического содержания дома, а также прилегающей к нему территории.
Данная функция подразумевает проведение следующих видов работ:
- Обустройство прилегающей к дому территории (озеленение, создание детских площадок и пр.).
- Ремонт здания (крыши, фасады, чердаки, входные двери, лестницы).
- Ремонт вентиляции, водосточных труб, системы освещения.
- Обеспечение чистоты (регулярная уборка подъездов, прилегающей к дому территории и вывоз мусора).
Организационная
К организационной функции УК в сфере ЖКХ относят:
- организацию общих собраний с жильцами многоквартирных домов;
- осуществление взаимодействия с коммунальными предприятиями, обеспечивающими необходимый уровень жилищных условий, а также бесперебойную работу всех систем.
Важной функцией, исполняемой управляющей компанией, является проведение эксплуатационно-ремонтных работ. К ним можно отнести следующие действия УК:
- Проведение комплексного осмотра многоквартирного дома — оценивается состояние всех частей дома от крыши до подвала.
- Создание безопасных условий проживания жильцов — если в процессе осмотра здания были выявлены отклонения в работе коммунальных систем или иные отклонения, способные нанести ущерб имуществу или вред здоровью жильцов, то данные проблемы становятся одной из тем на общих собраниях, а их устранение должно осуществляться в кратчайшие сроки.
- Проведение текущего ремонта — является одной из самых важных задач управляющей организации. Работы могут осуществляться поэтапно или в экстренном порядке в зависимости от масштаба выявленных проблем.
- Обеспечение бесперебойной работы всех коммунальных систем — в случае возникновения аварий, ремонтные работы проводятся в кратчайшие сроки, а регулируется качество их выполнения управляющей компанией.
- Контроль регулярной санитарно-гигиенической уборки подъездов и прилегающей к домам территории, а также своевременный вывоз мусора. Если в доме функционируют объекты предпринимательской деятельности, то вывоз отходов, образующихся в результате их функционирования, также подразумевается компетенцией управляющей компании.
- Подготовка дома к зимнему сезону — обеспечение исправности отопительных систем, а также проведение ремонтных работ при их необходимости.
- Контроль обеспечения ввода в эксплуатацию счетчиков на коммунальные услуги, а также контроль их дальнейшей исправности. Данная функция управляющей компании ЭКХ подразумевает не только ввод счетчиков в эксплуатацию, но и разработку плана экономии электроэнергии для снижения стоимости оплаты коммунальных услуг.
- Круглосуточный контроль снабжения жильцов холодной и горячей водой, а также исправности системы электроснабжения и водоотведения — о дате и сроках проведения работ с указанными системами жильцы должны информироваться не ранее, чем за 24 часа до их начала.
- Обеспечение безопасности дома в соответствии с нормами пожарной безопасности. В функционал управляющей компании входит также задача проведения бесед с жильцами и нормах пожарной безопасности и правилах ее соблюдения.
- Предоставление отчетов о проделанных работах в сфере ЖКХ и планируемых мероприятиях на общих собраниях с жильцами. Жители дома должны получать полноценную информацию о текущем состоянии их жилищных условий и общего имущества, о сроках планируемых ремонтных работ, а также о возникновении аварийных ситуаций и способах их устранения.
Обратите внимание! Управляющая компания также должна создать качественную диспетчерскую службу для обращения жильцов.
Жители могут не только сообщать о возникновении проблем в эксплуатации коммунальных систем, но и интересоваться любыми вопросами, связанными с безопасностью, сроками и этапами проведения работ, а также иными темами, касающимися состояния дома и прилегающей к нему территории.
Некоторые управляющие компании представлены полноценным штатом специалистов, способных в любое время осуществить все виды работ по ремонту и обслуживанию дома. Если решить возникшие проблемы нет возможности, то УК должна заключать договора со сторонними компаниями.
Например, уборкой подъездов после оформления договорных отношений будет заниматься определенная клининговая компания, обслуживанием коммуникаций – специализированные организации, а охраной двора – частные охранные предприятия.
О заключении договоров с третьими лицами жильцы дома обязательно должны быть проинформированы. В случае возникновения вопросов или неисправностей, обращаться можно не только в управляющую компанию, но и напрямую к компаниям, обслуживающим дом на основании имеющихся договоров.
Законодательная база
В случае ненадлежащего исполнения УК своих функций возможно расторжение договора с управляющей компанией по инициативе жильцов. Если помимо неисполнения или некачественного исполнения функций, был нанесен ущерб имуществу или вред здоровью жителей дома, то УК может быть привлечена к любому виду ответственности, подразумевающейся действующим законодательством.
При возникновении споров жильцы имеют право обратиться в судебные органы для решения данных вопросов и отстаивания своих интересов.
Источник: https://101urist.com/nedvizhimost/upravlenie/mkd/upravlyayushhaya-kompaniya/funktsii.html
Основная деятельность управляющий компаний в сфере ЖКХ и что входит в функции Роспотребнадзора?
Знание функций ЖКХ позволяет жильцам многоквартирных домов наладить эффективное взаимодействие со своей управляющей компанией. Регламентируется работа УК Жилищным кодексом и прочими нормативными актами. Из статьи вы узнаете, что входит в полномочия УК, какими организациями контролируется их деятельность.
Деятельность управляющих компаний в сфере ЖКХ
Сфера деятельности ЖКХ — это организация жизнедеятельности многоквартирных зданий. Это посредники между собственниками и структурами, поставляющими коммунальные услуги.
Они собирают и накапливают средства жильцов для уплаты услуг, осуществления ремонтных работ. Деятельность ЖКХ — это также сбор информации по конкретному зданию.
Компании владеют следующими данными:
- имеющиеся технические неполадки.
- Учет износа.
- Учет времени использования оборудования.
СПРАВКА: К ЖКХ применимы также законы, касающиеся защиты потребителей. Связано это с тем, что УК вступает с жильцами в потребительские отношения, оказывая соответствующие услуги.
Функционирование ЖКХ направлено на обеспечение комфортной эксплуатации здания для жильцов.
Функции управляющей компании ЖКХ — это:
- стимулирование повышения качества предоставляемых услуг;
- улучшение механизма сборов и расчетов;
- уменьшение задолженностей, в том числе, взаимных;
- стимулирование ресурсосбережения;
- создание стандарта качества на предоставляемые услуги;
- обеспечение конкурентной среды среди УК.
ЖКХ является многогранной структурой, решающей множество проблем.
Финансовая деятельность
Бюджет ЖКХ формируется из двух источников:
- платежи, внесенные собственниками.
- Дотации от государства.
Финансовая деятельность ЖКХ включает в себя следующие функции:
- расчет платежей за свои услуги, прием финансовых поступлений от жильцов;
- внедрение единого стандарта касательно цен на услуги;
- распределение принятых средств;
- составление финансовой отчетности;
- экономический анализ деятельности, предназначенный для осуществления снижения тарифов.
Структуры ЖКХ занимаются оптимизацией всех финансовых процессов, улучшением систем сбора и распределения поступивших средств.
ВНИМАНИЕ: Роспотребнадзор занимается защитой прав потребителя. Данный орган отчасти регулирует потребительские правоотношения между УК и собственниками.
О функциях Роспотребнадзора в сфере ЖКХ можно прочитать в открытом письме данного органа от 14 ноября 2012 года.
В компетенции структуры находятся данные вопросы:
- навязывание оплаты за услуги;
- УК не дает необходимой информации и отчетов о своей деятельности;
- плохое санитарное состояние общедомовых участков;
- низкая температура подаваемой воды;
- плохое качество воды;
- холод в квартире в отопительные сезоны;
- неправильное содержание контейнерных площадок;
- мешающие звуки при работе инженерных систем;
- плохое качество песка на детских площадках;
- грызуны на общей территории дома.
Однако в компетенцию Роспотребнадзора не входят следующие вопросы:
- заключение договоров с УК;
- нарушение порядка поставки коммунальных услуг;
- высокие платежи по ЖКХ;
- затопление жилья соседями;
- ветхое или аварийное состояние здания;
- неудовлетворительное проведение ремонтных работ;
- отлов безнадзорных животных;
- шум, вызванный не инженерными системами, но людьми.
ВНИМАНИЕ! Роспотребнадзор может осуществлять проверки потребительской части взаимодействия с УК. Однако все вопросы, связанные с ЖКХ, данный орган не решает.
Функции управляющих компаний в сфере ЖКХ включают в себя:
- отслеживание качества и своевременного оказания услуг;
- оформление смет на работы, поиск подрядчиков;
- обеспечение безопасной эксплуатации здания при помощи своевременных ремонтных работ, устранения аварий;
- прием жалоб и обращений от собственников;
- работа над составлением плана эксплуатации здания, ознакомление с ним жильцов;
- работа над программами, включающими план по капитальному ремонту и реконструкции;
- оформление договоров аренды, если поступило соответствующее обращение от собственника;
- отстаивание интересов жильцов в различных структурах для решения правовых и организационных вопросов;
- осуществление проверки состояния общедомовой собственности, организация оценочной комиссии;
- проведение планового капитального и косметического ремонта;
- исправление неисправностей по обращению жильцов;
- аккумулирование финансовых средств на проведение работ.
Между УК и собственниками составляется договор. В нем указываются обязанности и функции жилищно-коммунального хозяйства.
Один из экземпляров документа должен находиться у жильцов. Если бумага отсутствует, ее можно запросить в УК.
ВАЖНО! Отношения между собственниками и управляющей компанией регулируются именно договором. На его основании можно требовать от УК выполнения определенных работ. Если в договоре отсутствует, к примеру, пункт про проведение косметического ремонта, то требовать его осуществления собственники не могут.
Функции и работа УК определяются следующими нормативными актами:
- Жилищный кодекс РФ.
- Гражданский кодекс (статьи 209-217, 683-688).ГК РФ Статья 217. Приватизация государственного и муниципального имуществаИмущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном «законами» о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.ГК РФ Статья 683. Срок в договоре найма жилого помещения
- Договор найма жилого помещения заключается на срок, не превышающий пяти лет. Если в договоре срок не определен, договор считается заключенным на пять лет.
- К договору найма жилого помещения, заключенному на срок до одного года (краткосрочный наем), не применяются правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 677, статьями 680, 684 — 686, абзацем четвертым пункта 2 статьи 687 настоящего Кодекса, если договором не предусмотрено иное.
ГК РФ Статья 688. Последствия расторжения договора найма жилого помещения
В случае расторжения договора найма жилого помещения наниматель и другие граждане, проживающие в жилом помещении к моменту расторжения договора, «подлежат выселению» из жилого помещения на основании решения суда.
- Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2006 года.
Функции ЖКХ крайне разнообразны, и касаются многих сфер: финансовые расчеты, обеспечение собственников коммунальными услугами, проверка состояния общедомовой собственности, проведение ремонта.
Источник: https://zhivemvrossii.com/kvartira/zhkh/funktsii-i-deyatelnost.html